Техническое обслуживание экскаватора
Ольга Марковская
19 июня 2024
Ухоженный экскаватор дольше служит и реже ломается. Об этом говорят все дилеры спецтехники, но на практике не все экскаваторы проходят должное техобслуживание. Вместе с руководителем сервисной службы компании «Трактородеталь» Александром Солодниковым разбираемся, какие работы проводятся при техническом обслуживании и когда его нужно проводить.
Как часто проходить техническое обслуживание
В руководствах по эксплуатации приводится детальное описание состава работ и регламент технического обслуживания экскаватора в зависимости от количества моточасов, которые отработал экскаватор. Производители рекомендуют проводить плановое техобслуживание по принципу «на каждом этапе от простой проверки к очистке, регулировке и замене»:
100 моточасов — проверка индикаторов, уровня масел и смазки;
250 моточасов — отбор проб масла из двигателя, проверка, очистка и замена фильтрующих элементов, натяжения ремней, зажимов гидравлической системы;
500 моточасов — всё предыдущее + смазка подшипников поворотной платформы, замена всех фильтров и масла, заполнение уровня смазки;
1000 моточасов — добавляется проверка давления азота;
2000 моточасов — добавляется проверка электрики;
4000 моточасов — рекомендуется заменить аккумулятор, проверить водяной насос, стартер, работоспособность компрессора, уплотнители;
На 8000 и 10 000 моточасов рекомендуется полномасштабное техобслуживание с заменой большого количества компонентов.
Помимо рекомендованного производителями планового технического обслуживания экскаваторов следует проводить:
- ежесменное техобслуживание перед началом работ и в конце смены;
- сезонное техобслуживание два раза в год, чтобы подготовить экскаватор к эксплуатации в летний или зимний период;
- по необходимости, если этого требует состояние экскаватора.
Что входит в ТО экскаватора
В процессе работы экскаватора изнашиваются, деформируются и разрушаются различные детали, ослабевает их крепление, смещаются зазоры и нарушаются регулировки. Задача технического обслуживания на каждом запланированном этапе нивелировать износ и привести в порядок все механизмы машины.
Стандартный протокол технического обслуживания такой:
- Осмотр двигателя, гидравлики, электрики и тормозной системы.
- Осмотр механизмов и узлов на предмет поломки, износа или протечки.
- Замена изношенных деталей и компонентов (уплотнители, прокладки фильтры, сальники).
- Замена масел, антифриза и других рабочих жидкостей.
Ежедневное техническое обслуживание экскаватора предполагает осмотр двигателя, проверку уровня масла и рабочей жидкости в гидросистеме, смазку соединений, очистку грязи с важных узлов, особенно поршня гидравлического цилиндра, чтобы предотвратить попадание грязи и воды на уплотнения. Руководства по эксплуатации к каждой конкретной машине детально описывают конкретный состав работ.
При переходе на летний режим эксплуатации в гидросистеме меняют рабочую жидкость на летний сорт и проверяют системы вентиляции кабины.
С наступлением холодов проводят проверку систем отопления и заправляют в гидросистему зимнюю рабочую жидкость.
Плановое техобслуживание проводят сотрудники сервисных центров, потому что предполагается использование приборов контроля давления и расхода рабочей жидкости и масла, а также отбор и анализ проб.
Анализ работавшего смазочного материала даёт информацию о состоянии узлов и агрегатов техники, что в свою очередь помогает вовремя провести профилактический ремонт или замену комплектующих
Плановое техническое обслуживание
Регламент проведения и состав работ технического обслуживания определяется в эксплуатационной инструкции каждого экскаватора. Там же рекомендуют использовать конкретные марки машинных масел и смазок.
При каждом следующем сначала выполняются все работы предыдущих плановых техобслуживаний. Общий стандартный перечень работ выглядит примерно так:
- проверка двигателя, насосов, гидравлики и распределителей;
- отбор проб масла и рабочей жидкости;
- настройка предохранительных клапанов;
- замена быстроизнашивающихся деталей (топливные, воздушные, масляные фильтры, зубья ковша);
- проверка и очистка аккумуляторов;
- осмотр состояния трубопроводов и соединений;
- проверка и регулировка натяжения ремней;
- устранение протечек.
В руководстве по эксплуатации экскаватора SANY подробно описываются алгоритмы большинства процедур, входящих в техобслуживание
Подготовка экскаватора к летнему сезону
Экскаватор готовят к летнему сезону, если установилась температура выше 10°С.
Проверка уровня масла двигателя, гидравлической и охлаждающей жидкостей входит в перечень стандартных процедур. Кроме того, проводится отбор проб масла и рабочей жидкости, а зимние сорта меняют на летние.
Переход на летний режим эксплуатации также подразумевает смену зимнего топлива на летнее. Летней соляркой промывают трубопроводы и топливные фильтры, прежде чем залить её в топливный бак.
Радиатор очищают от пыли, чтобы обеспечить нормальное охлаждение двигателя в жаркое время. Если на радиаторе есть масло, его смывают горячей водой, иначе оно не отмоется.
Воздушные, масляные и топливные фильтры очищают или заменяют. В летний период очистка воздушных фильтров проводится ежедневно из-за повышенной запылённости воздуха.
Высокие температуры в тёплое время года ускоряют износ резиновых уплотнителей, прокладок и ремней. Перед началом летнего сезона обязательно проверяют состояние этих деталей.
Уплотнители изготавливаются из высокопрочных маслобензостойких резин, которые выдерживают температуры от -200°С до +260°С, но в жаркую погоду детали перегреваются до более высоких температурных значений
Подготовка экскаватора к зимнему сезону
Из-за низких температур техническое обслуживание экскаваторов в зимний период имеет свои особенности .
Ревизия двигателя и переход на зимний сорт топлива проводится в первую очередь. Также все летние сорта рабочих жидкостей заменяют на зимние сорта, устойчивые к пониженным температурам.
Для лёгкого запуска в холодные дни и защиты от излишнего износа в экскаваторы устанавливают системы предварительного подогрева двигателя — отопители.
Функциональность аккумулятора и всех его элементов проверяется при наступлении холодов, поскольку низкие температуры снижают эффективность аккумуляторных батарей.
Гидравлические трубопроводы проверяют, чистят или заменяют, чтобы избежать обледенения.
В гусеничных лентах проводят ревизию беговых дорожек звеньев, втулок, опорных и поддерживающих катков и механизмы натяжения.
Если экскаватор не используется в зимний период, его «консервируют» до наступления тепла.
Рабочее состояние гусениц обеспечивает проходимость экскаватора в снегу, поэтому перед зимой нелишним будет проверить траки на наличие трещин и заменить изношенные детали на новые
Подведём итоги
- Техобслуживание для экскаватора как медицинская диспансеризация для человека — важно проводить регулярно.
- Различают несколько видов технического обслуживания: ежесменное, сезонное, плановое и по необходимости.
- Общие протокол технического обслуживания включает в себя осмотр ключевых механизмов и узлов экскаватора и замену масел, жидкостей и изношенных деталей.
- В руководствах по эксплуатации экскаватора подробно описывают процедуру технического обслуживания с инструкциями и сроками.
- Перед сменой сезона критически важно заменить все жидкости в машине на сезонные, а также проверить именно те детали и механизмы, которые сильнее других подвержены воздействию высоких или низких температур.