Ремонт гусениц экскаватора
Ольга Марковская
20 марта 2024
Гусеницы на экскаваторе — жизненно важная часть техники, без которой невозможна работа. Разбираемся, почему гусеницы ломаются и как их ремонтировать.
Виды и конструкция гусеничной ходовой части
Несмотря на общий принцип устройства, гусеницы бывают разные. Для классификации видов гусениц используют следующие параметры:
- конструкция (с поддерживающими катками или без, задним или передним расположением ведущего колеса);
- материал (металлические, резиновые, резинометаллические);
- тип звеньев (литые, сварные, штампованные);
- тип шарнирной смазки (сухая, закрытая, с жидкой смазкой, с игольчато-подшипниковым или резино-металлическим шарниром);
шарнирное соединение (параллельный, последовательный).
Конструкция гусениц зависит от техники, на которой они установлены. Ходовая система гусеничного экскаватора состоит из подвески и движителя. Подвеска представляет собой раму с опорно-поворотным устройством, а движитель — непосредственно гусеничную цепь с башмаками, натяжителем, опорными и поддерживающими катками и колёсами, ведущим и направляющим.
Схема движителя ходовой гусеничной системы
Что и почему ломается в гусеницах экскаватора
Детали и узлы ходовой части экскаватора изнашиваются неравномерно из-за специфики работы гусеничной ленты, поэтому их ремонтируют и заменяют поэтапно. При этом следует заметить, что все детали ходовой взаимосвязаны: из-за нарушения работы одного компонента ускоряется износ всех остальных. Например, поломка натяжителя влечёт за собой износ опорных и поддерживающих катков, звеньев цепи, втулок, пальцев и обоих колёс.
На износ гусениц экскаватора влияет множество факторов: от влажности и степени абразивности грунта до правильно подобранной ширины башмаков и своевременной очистки ходовой от налипших грязи и снега. Ежесменное и плановое техобслуживание предупредят поломки и гарантируют долгую службу гусениц экскаватора.
Техническое обслуживание экскаватора →
Вот перечень типичных поломок деталей гусеничной цепи:
- износ и разрушение втулок и пальцев,
- износ и деформация проушин гусеничного звена,
- износ и трещины на рабочей поверхности опорных катков, поддерживающих роликов и обоих колёс,
- износ и деформация звеньев цепи,
- разрушение резиновых бандажей поддерживающих роликов,
- разрушение зубьев ведущих колёс, стачивание боковых поверхностей зубьев,
- поломка цилиндра и пружины натяжителя гусеницы,
- деформация отверстий под болты в гусеничных звеньях и башмаках,
- обломы и трещины на башмаках.
Когда пора ремонтировать гусеницы
Некоторые поломки гусениц видны без специального оборудования, но для точного обнаружения причины и места неисправности используют ультразвуковую дефектоскопию ходовой системы. Доставлять экскаватор в сервисный центр при этом необязательно — выездные машины ремонтных бригад обычно укомплектованы всем необходимым диагностическим оборудованием.
Гусеницы подлежат диагностике и ремонту при появлении таких внешних «симптомов»:
- экскаватор не может двигаться назад,
- цепь слетает и постоянно провисает,
- гусеницы издают нехарактерные звуки (слишком громко стучат или скрипят),
- звенья цепи деформированы,
- более 75% втулок изношены,
- на башмаках есть видимые трещины;
- грунтозацепы истёрлись.
Что и как ремонтировать
Если общий критический износ металлических деталей гусениц достигает 75%, гусеницы подлежат полной замене. Нормальное соотношение изношенных и «здоровых» звеньев — 1:3.
Шарниры: втулки и пальцы. Пальцы и втулки с односторонним износом разворачивают на 180 градусов, чтобы они прослужили ещё какие-то время. Когда детали износились полностью, они не подлежат восстановлению и ремонту.
Натяжитель гусеницы экскаватора. Натяжитель — ключевой узел, который обеспечивает правильное натяжение гусениц. Его поломка может быть обусловлена целым рядом причин:
- излом или избыточное сжатие пружины,
- разбитые втулки и кронштейны,
- деформация гильзы и штока,
- разрыв уплотнителей.
Ремонт натяжителя гусеницы на экскаваторе предполагает замену расходников и восстановление гильзы и штока. В ряде случаев для ремонта потребуется токарный станок.
Гусеничные звенья. Деформированные звенья выравнивают гидравлическим прессом. Износ восстанавливают методом электродуговой наплавки или заливки жидким металлом.
Опорные катки и поддерживающие ролики. Основной дефект опорных катков — это трещины и износ рабочих поверхностей. Трещины завариваются с помощью электродуговой сварки, а не критичный износ нивелируется с помощью токарной обработки и последующего бандажирования, либо с помощью наплавки металла. Если трещин больше двух, катки выбраковываются.
Поддерживающие ролики с резиновыми бандажами не подлежат ремонту, если изношены или разрушены.
Ведущие колёса. На ведущих колёсах, как правило, изнашиваются зубья или боковые поверхности. При наличии нескольких дефектов одновременно ведущее колесо выбраковывается. Изношенные зубья ремонтируют с помощью наплавки электродуговой сваркой.
Башмаки. Основные дефекты башмаков — это износ грунтозацепов, деформация и трещины плоскости и деформация отверстий под болты. Отверстия ремонтируются расточно-наплавочным методом. Изношенные поверхности башмаков обновляют с помощью полимерного покрытия высокой прочности.