Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Гусеницы на экскаваторе — жизненно важная часть техники, без которой невозможна работа. Разбираемся, почему гусеницы ломаются и как их ремонтировать.
Несмотря на общий принцип устройства, гусеницы бывают разные. Для классификации видов гусениц используют следующие параметры:
Конструкция гусениц зависит от техники, на которой они установлены. Ходовая система гусеничного экскаватора состоит из подвески и движителя. Подвеска представляет собой раму с опорно-поворотным устройством, а движитель — непосредственно гусеничную цепь с башмаками, натяжителем, опорными и поддерживающими катками и колёсами, ведущим и направляющим.
Схема движителя ходовой гусеничной системы
Детали и узлы ходовой части экскаватора изнашиваются неравномерно из-за специфики работы гусеничной ленты, поэтому их ремонтируют и заменяют поэтапно. При этом следует заметить, что все детали ходовой взаимосвязаны: из-за нарушения работы одного компонента ускоряется износ всех остальных. Например, поломка натяжителя влечёт за собой износ опорных и поддерживающих катков, звеньев цепи, втулок, пальцев и обоих колёс.
На износ гусениц экскаватора влияет множество факторов: от влажности и степени абразивности грунта до правильно подобранной ширины башмаков и своевременной очистки ходовой от налипших грязи и снега. Ежесменное и плановое техобслуживание предупредят поломки и гарантируют долгую службу гусениц экскаватора.
Техническое обслуживание экскаватора →
Вот перечень типичных поломок деталей гусеничной цепи:
Некоторые поломки гусениц видны без специального оборудования, но для точного обнаружения причины и места неисправности используют ультразвуковую дефектоскопию ходовой системы. Доставлять экскаватор в сервисный центр при этом необязательно — выездные машины ремонтных бригад обычно укомплектованы всем необходимым диагностическим оборудованием.
Гусеницы подлежат диагностике и ремонту при появлении таких внешних «симптомов»:
Если общий критический износ металлических деталей гусениц достигает 75%, гусеницы подлежат полной замене. Нормальное соотношение изношенных и «здоровых» звеньев — 1:3.
Шарниры: втулки и пальцы. Пальцы и втулки с односторонним износом разворачивают на 180 градусов, чтобы они прослужили ещё какие-то время. Когда детали износились полностью, они не подлежат восстановлению и ремонту.
Натяжитель гусеницы экскаватора. Натяжитель — ключевой узел, который обеспечивает правильное натяжение гусениц. Его поломка может быть обусловлена целым рядом причин:
Ремонт натяжителя гусеницы на экскаваторе предполагает замену расходников и восстановление гильзы и штока. В ряде случаев для ремонта потребуется токарный станок.
Гусеничные звенья. Деформированные звенья выравнивают гидравлическим прессом. Износ восстанавливают методом электродуговой наплавки или заливки жидким металлом.
Опорные катки и поддерживающие ролики. Основной дефект опорных катков — это трещины и износ рабочих поверхностей. Трещины завариваются с помощью электродуговой сварки, а не критичный износ нивелируется с помощью токарной обработки и последующего бандажирования, либо с помощью наплавки металла. Если трещин больше двух, катки выбраковываются.
Поддерживающие ролики с резиновыми бандажами не подлежат ремонту, если изношены или разрушены.
Ведущие колёса. На ведущих колёсах, как правило, изнашиваются зубья или боковые поверхности. При наличии нескольких дефектов одновременно ведущее колесо выбраковывается. Изношенные зубья ремонтируют с помощью наплавки электродуговой сваркой.
Башмаки. Основные дефекты башмаков — это износ грунтозацепов, деформация и трещины плоскости и деформация отверстий под болты. Отверстия ремонтируются расточно-наплавочным методом. Изношенные поверхности башмаков обновляют с помощью полимерного покрытия высокой прочности.
Ольга Марковская