Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Когда на строительной площадке внезапно останавливается работа экскаватора из-за отказа гидравлики, бизнес теряет деньги на простое, экстренной диагностике и внеплановом ремонте. Вместе с руководителем сервисной службы компании «Трактородеталь» Александром Солодниковым рассказываем, как обезопасить технику от подобных критических ситуаций.
Диагностика гидросистемы спецтехники проводится по регламенту одновременно с плановым техобслуживанием. Конкретные плановые мероприятия обычно прописаны в технической документации каждой машины. Например, для экскаватора SANY SY330H рекомендована проверка уровня масла в баке гидросистемы перед каждым запуском, а через каждые 100 моточасов — проверка гидроцилиндров стрелы, рукояти и ковша.
Полномасштабная диагностика гидросистемы экскаватора при отсутствии неисправностей, как правило, проводится через каждые 10 000 моточасов.
В случае возникновения таких проблем, как утечки рабочей жидкости, посторонние шумы, снижение мощности или увеличение расхода топлива, требуется немедленная диагностика гидросистемы. Она поможет выявить и своевременно устранить неисправность.
В технической документации подавляющего большинства моделей спецтехники рекомендуется проводить диагностику и обслуживание гидравлической системы в первые 100 моточасов, а потом по расписанию каждые 10 000 моточасов
Как часто проходить техническое обслуживание →
Любая силовая техника оснащается гидравлической системой, однако, сами гидросистемы могут отличаться друг от друга конфигурацией, компоновкой и даже функциональностью гидрооборудования. Чтобы обнаружить место с неисправностью в гидросистеме спецтехники, необходимо изучить схему гидравлики на конкретную модель или хотя бы визуально определить основную компоновку гидросистемы. Это определит ход дальнейших действий по поиску и устранению неполадок. Рассмотрим стандартный перечень компонентов гидравлической системы:
Гидравлический насос отвечает за подачу рабочей жидкости под давлением в систему. В зависимости от конструкции и назначения насосы бывают шестеренными, пластинчатыми, поршневыми и радиально-поршневыми.
Гидроцилиндр преобразует энергию потока рабочей жидкости в механическую энергию и используется для подъёма, опускания, сдвига или сжатия в зависимости от типа навесного оборудования.
Распределительные клапаны управляют направлением потока рабочей жидкости в гидросистеме, позволяя переключать потоки к нужным рабочим механизмам.
Гидроаккумулятор используется для сглаживания пульсаций давления, хранения энергии и поддержания давления в системе при отключении насоса. Он повышает эффективность системы и помогает снизить износ компонентов.
Гидравлические фильтры обеспечивают очистку рабочей жидкости от загрязнений, предотвращая износ и повреждения всех компонентов гидросистемы.
Рукава высокого давления используются для переноса рабочей жидкости между элементами всей системы.
Примерная схема расположения компонентов гидросистемы в экскаваторе: насос подаёт рабочую жидкость в распределители, оттуда рабочая жидкость поступает в рукава высокого давления и затем — в гидроцилиндры рабочих органов
Как работает гидравлика экскаватора →
Некоторые неисправности в работе гидросистемы определяют без специального оборудования: визуально, на ощупь или по звукам. Рассмотрим перечень наиболее распространенных простейших неисправностей:
Небольшая утечка рабочей жидкости. Подтекания жидкости могут быть вызваны слабой затяжкой резьбовых соединений или изношенными уплотнениями. Такие неисправности легко визуально обнаружить и устранить путем затягивания соединений или заменой уплотнений. В случае больших потерь рабочей жидкости или слабой подачи насоса скорость и усилие при выполнении операций снижается значительно.
Засорение в гидравлических линиях. Простое засорение в трубопроводе, которое можно устранить путём очистки.
Неправильное давление в системе. Мелкие проблемы с давлением относительно просто решаются путем его корректировки до нужных параметров.
Неисправности электрических датчиков. В большинстве современных моделей экскаваторов на панели управления есть датчики аварийных состояний различных систем машины, включая гидросистему. Иногда сбоить могут сами датчики, а не система, которую они контролируют.
В процессе диагностики гидросистемы сначала изучают проявление функциональной неполадки, а затем устанавливают её причину. Типичные симптомы неисправностей, как правило, проявляются следующим образом:
Исправный рабочий орган обладает конкретными заданными критериями мощности, скорости и направления движения. Эти критерии зависят от давления и расхода рабочей жидкости. Следовательно, чтобы понять причину неисправности, измеряют основные параметры гидравлической системы: давление, расход и направление потока рабочей жидкости.
После того, как установлена причина неисправности, составляют перечень компонентов системы, которые непосредственно связаны с управлением и передачей мощности рабочему органу. В результате проверки гидроаппаратов и анализа информации производится поиск конкретного места неисправности.
К серьёзным неисправностям гидросистемы экскаватора относятся поломки гидравлических моторов и насосов, гидроцилиндров и клапанов. Такие поломки, как правило, связаны с загрязнением рабочей жидкости, кавитацией, износом уплотнений или механическими повреждениями. Диагностика и ремонт этих компонентов часто требует особых условий, например, специализированного стола с возможностью всестороннего доступа к закрепленному на нем агрегату.
Чтобы упростить поиск неисправностей в гидросистеме, а также избежать нежелательного демонтажа компонентов, производители заранее предусматривают контрольно-измерительные точки в конструкции и указывают их на гидросхеме к спецтехнике. В случае, если точек контроля недостаточно или гидросхемы на конкретную машину нет, специалисты монтируют переходники для контрольно-измерительного оборудования в местах соединения трубопроводов.
К основным переносным контрольно-измерительным приборам относятся манометры и расходомеры. Давление рабочей жидкости замеряют с помощью манометра, а ее расход — расходомером или гидротестером. Информация о температуре гидравлического масла и давлении главного насоса, как правило, есть на встроенных датчиках или выводится на дисплей в ряде моделей.
По окончании диагностики специалисты составляют дефектовочную ведомость, чтобы резюмировать объём ремонтных работ. В соответствии с дефектовочной ведомостью производится ремонт гидравлической системы спецтехники.
Ольга Марковская