Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Производительность экскаватора в числе прочего зависит от конструкции ковша. Чем лучше конструкция, тем больше коэффициент наполняемости и меньше сопротивление грунта. Узнайте в статье, как устроен ковш и как его защищают от износа.
Несущая конструкция любого ковша представляет собой подобие чаши, которая состоит из днища, задней и боковых стенок. Задняя стенка и днище образованы единым скруглённым стальным листом. Боковые стенки, они же «щёки», привариваются к этому листу с торцов. В верхней части конструкции находятся петли и проушины, чтобы крепить ковш к рукояти и гидроцилиндру. Между петлями и рукоятью иногда ставится специальное быстросъёмное устройство. Оно упрощает процесс смены навесного оборудования во время работы, где нужно периодически менять ковш на гидромолот, гидробур или что-то ещё.
Кроме основных элементов в ковше есть вертикальные и горизонтальные режущие профили. Эти части нужны, чтобы усилить способность ковша зарываться в грунт. Вертикальные профили приваривают к боковым стенкам, горизонтальный профиль находится снизу и к нему крепятся зубья.
Ковши изготавливают из низколегированных видов стали. В отличие от высоколегированной стали, устойчивой к коррозии, низколегированная сталь имеет повышенную ударо- и износостойкость.
Зеленым цветом на чертеже выделены укреплённые дополнительным металлом места: боковые режущие кромки, горизонтальная кромка и футеровочные пластины снаружи на днище
Универсальных ковшей не бывает, потому что для каждой задачи нужен свой ковш. Например, для работ с легкими материалами типа угля или торфа подходит стандартный ковш без дополнительных накладок, а для работ с габбро-диабазом или гранитом понадобится усиленный ковш, способный выдержать большие истирающие нагрузки. Ковши различаются по назначению, конструкции и объёму.
Как правильно выбрать объём ковша →
Приводим перечень основных видов ковшей гидравлического экскаватора («обратная лопата»):
Общеземельный ковш имеет меньше всего дополнительных защитных элементов в конструкции. Обычно общеземельный ковш не слишком тяжёлый, но объёмный, поэтому пригоден для работы с простыми среднеабразивными грунтами (торф, песок, опилки, уголь). Используется в общегражданском строительстве для рытья котлованов и прокладки коммуникаций (водопровод, теплопровод, электричество), а также для погрузочно-разгрузочных работ.
Усиленный ковш прочнее и тяжелее общеземельного ковша за счёт накладок усиления. Предназначен для работ в сфере общегражданского строительства на грунтах с высоким содержанием каменистых включений. Если каменистые включения в грунте не превышают половину,то выбирают усиленный ковш.
Траншейный ковш — узкий ковш с узкой специализацией. Его задача — вынимать минимальное количество грунта, делая узкую траншею для прокладки коммуникаций. Степень усиления может быть любая в зависимости от грунта, с которым предстоит работать. В траншейном важна сама форма.
Ковш-рыхлитель используют на смёрзшемся или страмбованном грунте, который нужно разрыхлить перед выемкой. Особенность ковша в удлинённых ступенчатых зубьях, которые принимают основной удар на себя и дробят твёрдый грунт перед выемкой.
Планировочный ковш очень широкий, поэтому его делают лёгким, чтобы не превышать максимальную грузоподъёмность экскаватора. Он не предназначен для рытья и погрузки грунта. Формирует скосы у дорог или выравнивает площадки. Как правило, устанавливается с гидроцилиндром, чтобы можно было менять угол наклона ковша.
Скальный ковш очень прочный и тяжёлый. В основном, используется в горнодобывающей промышленности на карьерных экскаваторах от 20 тонн. По бокам имеет дополнительные накладки — бокорезы, которые защищают боковые стенки от преждевременного износа. Защита устанавливается на зубья, боковые стенки и днище. Скальный ковш подвергается не только истирающим нагрузкам, но и ударным, поэтому он должен быть максимально прочным.
Профильный ковш имеет форму трапеции, чтобы создавать скошенные стенки в траншеях и канавах. Применяется для разделения сельскохозяйственных полей или рытья арыков, куда должна стекать лишняя вода.
Зеленый цвет на схеме показывает места на ковшах, куда устанавливается дополнительная защита от износа
Ковш экскаватора — рабочий орган, который непосредственно взаимодействует с грунтом и подвергается колоссальным истирающим и ударным нагрузкам. Чтобы ковш как можно дольше прослужил, на него ставят усиление.
Усиление — это металлические элементы разной толщины, которые приваривают для прочности в разных частях ковша. Толщина металлических элементов зависит от типа ковша. Например, на скальных ковшах толщина усиления заметно больше, чем на общеземельных.
К накладкам усиления относятся следующие элементы оснастки ковшей:
Адаптеры, коронки и межзубьевая защита. Зубья ковша состоят из двух частей: адаптеров и коронок. Адаптер крепится к режущей кромке, а сверху на него надевается коронка. Когда коронка изнашивается, её заменяют на новую. Межзубьевая защита надевается на режущую кромку и предохраняет от преждевременного износа.
Бокорезы. Режущие кромки боковых стенок ковша врываются в грунт и подвергаются большим истирающим нагрузкам. Чтобы они не износились раньше времени, на них устанавливают бокорезы. Бокорезы одновременно режут грунт и защищают режущий профиль.
Угловая защита («пятки»). Накладки по всему периметру сварного соединения днища и боковины ковша. Привариваются для защиты швов и днища.
Футеровочные пластины привариваются к днищу ковша как снаружи, так и внутри в зависимости от планируемых нагрузок.
Боковые наплавки или цельные накладные пластины нужны для защиты боковых стенок ковша («щёк»).
Ковши комплектуются сменными элементами защиты от износа. Адаптеры и коронки — сменные зубья, межзубьевая защита для горизонтальной режущей кромки, наплавки на щёки, бокорезы для защиты вертикальной режущей кромки, футеровочные пластины для защиты днища и «пятки» для защиты углов
Ольга Марковская